Железнодорожный транспорт
Россия занимает одно из первых мест в мире по общей протяженности железнодорожных путей. По объемам грузоперевозок железнодорожный транспорт значительно превосходит любые другие виды подвижного транспорта, а по объемам перевозок пассажиров - занимает второе место после автомобильного.
Столь масштабная отрасль промышленности не может не оказывать антропогенное воздействие на природную среду. Оно обусловлено строительством и эксплуатацией железных дорог, сжиганием большого количества топлива, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, имеющих зависимость от железнодорожного транспорта. Загрязняющие вещества от деятельности железнодорожного комплекса постоянно насыщают атмосферу планеты.
Функционирование железнодорожного комплекса напрямую связано с загрязнением окружающей среды - почвы, воды, воздуха - выбросами, отходами, стоками. Все это оказывает необратимое негативное воздействие на природу, нарушая экологическое равновесие.
Для борьбы с проблемами экологии и для охраны природы необходимо предусматривать в железнодорожном комплексе очистку воды, воздуха, сточных вод, проводить восстановительные работы, в частности, лесопосадку и утилизацию отходов. Это касается, в первую очередь, густонаселенных регионов и промышленных районов страны.
Только совокупность мер - нормативных, технических, социально-экономических - позволит снизить воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду.