МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Экология крупных городов

20 марта 2011 г.

В наше время урбанизация является доминирующей тенденцией, так в 1900 году в городах проживало 150 миллионов человек, к 2000 году эта цифра выросла в 19 раз, число городских жителей увеличилось до 2,9 миллиарда человек. По данным на 2007 год, более половины жителей планеты проживает в городах.

В 1900 году лишь небольшое количество городов имело статус "городов - миллионеров". Сегодня таким статусом обладают, как минимум, 408 городов мира, кроме того, сегодня существует более 20 крупнейших мегаполисов, население которых превышает более 10 миллионов человек. К примеру, население японской столицы ? города Токио составляет 35 миллионов человек, что превышает население всей Канады, население Мехико 19 миллионов, что примерно совпадает с количеством населения Австралии.

Города: Нью-Йорк, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Дели, Мумбай(бывший Бомбей), Калькутта ,Шанхай очень близко подошли к этим показателям.

Города, особенно крупные, требуют большой концентрации пищи, воды, энергии и различных материалов. В них происходит постоянная концентрация отходов, отработанных материалов, часть из которых выбрасывается в виде сточных вод и загрязнителей воздуха. Городским властям становится всё труднее решать проблемы загрязнения окружающей среды и утилизации отходов.

С этой точки зрения, большинство современных крупных городов являются малопригодными для нормальной жизнедеятельности людей. Воздух в большинстве городов сильно загрязнён, люди, в них проживающие, в основном передвигаются на автомобильном транспорте, большинство из них ведёт малоподвижный образ жизни, что, в свою очередь, создаёт определённый дисбаланс между количеством потребляемых калорий и их растратой. В результате чего в динамично развивающихся городах ожирение достигает эпидемических масштабов.

Эволюция современных городов тесным образом связана с развитием транспорта. Вначале это были корабли и поезда. С появлением двигателя внутреннего сгорания мобильность людей значительно возросла, а появление товарного железнодорожного транспорта сыграло огромную роль в росте количества городов в XX веке. С ростом урбанизации потребности мира в энергии стали значительно расти.

На ранних стадиях города целиком полагались на еду и воду, которая доставлялась из ближайшей сельской местности. В наше время крупные города всё чаще стали зависеть от отдалённых источников даже в таких базовых потребностях, как вода. Например, Лос-Анджелес получает воду из реки Колорадо, расположенной в 970 км. от города, а в дома жителей Пекина планируется доставлять воду из реки Янцзы, отдалённой от столицы КНР на 1500 километров. Хотя столица Японии Токио всё ещё зависит от риса, производимого на высокопродуктивных фермах своей страны, пшеницу мегаполис получает из Австралии и с великих равнин северной Америки, а поставки сои и кукурузы, главным образом, производятся из США.

Нефть, которая обеспечивает большую часть энергии для ввоза и вывоза ресурсов в города и из городов, также в основном поставляется из отдалённых районов.

Рост цен на нефть более всего повлияет на порождение больших городов, их предместья.

Множество специалистов полагают, что урбанизация будет продолжаться, этот процесс неизбежен. Однако, рост дефицита воды и увеличение стоимости её транспортировки на большие расстояния, могут в определённой степени сдерживать рост городов.

В сегодняшнем мире, где всё острее ощущается недостаток земли, воды, энергии, стоимость жизненно необходимых ресурсов может значительно увеличиться. Это со временем приведёт к существенным изменениям в торговых отношениях между городами и сельскими местностями.

Со времён начала индустриального переворота условия торговли диктовались городами, так как ими контролировался капитал, технологии, а также дефицитные ресурсы. Если земля и вода станут ещё более дефицитными ресурсами, то большие преимущества получат те, кто будет контролировать сельские области.

Источник: http://www.saveplanet.su