МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ
Формирование экологической культуры у детей
27 мая 2014 г.
В современных условиях напряженной экологической ситуации одной из важнейших задач общества является формирование экологической культуры у детей, причем, чем раньше дети познакомятся с миром природы, тем успешнее будет формироваться у них культура общения с миром растений и животных. Главным условием формирования познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и игр при целенаправленном руководстве со стороны родителя или педагога, в рамках которого малыш будет знакомиться, в том числе и с причинами явлений природы. Хочется отметить, что нельзя перекладывать всю ответственность за экологическое воспитание только на педагога или воспитателя детского сада, родители должны принимать в этом самое непосредственное участие.
Если вышло так, что ваша семья останется на лето в городе, можно посвятить это время изучению живой природы вместе с малышом в городском парке, ведь это отличное место для проведения экологических игр и наблюдений за растениями и животными, обитающими по соседству с человеком.
НАБЛЮДЕНИЯ
- Отправляясь на прогулку в парк, обращайте внимание на его отличия от дикого леса.
- Поведайте ребенку, почему в парке, в отличие от дикого леса не стоит собирать грибы и ягоды, расскажите, чем питаются звери и птицы в городской среди и в дикой природе.
- Обратите внимание на прирученных человеком белок, привыкших брать корм с человеческой руки. Поведайте малышу, что природным врагом белки является куница, которая, однако, в парках не живет. Однако это не означает, что белки в городских условиях в совершенной безопасности, т.к. вороны воруют маленьких бельчат, поэтому популяция городских белок довольно невысока.
- Поговорите о природном круговороте веществ и пищевых цепочках на примере ухода за парками. Так, в дикой природе все, что упало перегнивает и превращается в средство питания для растений и насекомых. А в парке листву убирают, тем самым уничтожаются семена трав, поэтому в парках нет разнотравья.
РАССУЖДЕНИЯ
- Понаблюдайте за цветами. Например, в ельнике можно увидеть колокольчики. Почему их цветки склонены к земле, а не обращены к солнцу? Поясните малышу, что в ельнике темно, пчел здесь нет, поэтому колокольчики приспособились к тому, чтобы их опыляли муравьи.
- Расскажите ребенку, как распространяются семена растений. К примеру, семена подорожника - проникнув в протектор нашей обуви, а репейник цепляется к одежде или шерсти животных и таким образом распространяет свои семена.
- Проведите с ребенком простой эксперимент: увидев муравейник, воткните в него тонкую палочку, которую предварительно нужно очистит и лизнуть. После того, как достанете палочку продемонстрируйте малышу, что муравьи выделяют уникальную кислоту, воздействующую на пигменты цветка. Положите палочку на лепесток синего цвета и малыш увидит, что он обесцветился. Старайтесь дать понять ребенку, что природа – живая.
- Обращайте внимание малыша на необычную форму деревьев, что бы он, например, заметил, что близко растущие деревца имеют причудливую форму, а юное деревце, произрастающее в тени большого многолетнего дерева вырастает высоким и тонким т.к. тянется к солнцу.
ИГРЫ
- Найди дерево. В начале прогулки дайте ребенку лист какого-либо дерева, а он должен найти такое дерево в парке. Игра способствует хорошему запоминанию образов и названий деревьев.
- Звери, птицы, рыбы. Игра рассчитана на нескольких детей и заключается в следующем: ведущий бросает мяч ребёнку и говорит «звери». Поймавший мяч ребёнок, должен подобрать вид животного, например, «волк», и вернуть мяч ведущему. Следующий участник должен назвать другого зверя, при этом не повторившись. Аналогично со словами «птицы» и «рыбы». Игра помогает упражняться в умении называть животных разных видов.
- Бегает, летает, плавает. Довольно простая, но очень увлекательная игра. Ведущий называет какой-либо объект живой природы, в ребенок должен показать способы его передвижения. Например, при слове «заяц» дети подражают прыжкам зайца.
- «Что будет, если …?» Ведущий предлагает ситуацию для обсуждения, в результате которой дети делают вывод, что к природе нужно относиться бережно. Например: что произойдет, если в реку одна девочка бросит бутылку из-под воды? А две? А много детей? Что будет, если семья привезет из леса букет подснежников? А две семьи? А три? Аналогично можно поговорить о костре, разоренном гнезде, пойманной бабочке и др. В результате игры у ребенка формируются представления о том, как сохранять природу.
- «Узнай по объявлениям». Игра позволяет познакомиться с особенностями птиц и животных, развить логическое мышление. В процессе игры дети должны угадать о каком животном идет речь по объявлению. Например:
1. «Жду друга уже 150 лет, очень положительный, имею только 1 недостаток – медлительность»;
2. «Приглашаю в гости, однако у меня нет адреса, т.к. свой домик я ношу на себе»;
3. «Окажу помощь всем, у кого нет будильника»;
4. «Друзья, разбудите меня весной и угостите медом»;
5. «Очень скучно одному выть на луну, кто хочет составить мне компанию?»;
6. «Если кому-то нужны иглы, обращайтесь ко мне»;
7. «Обучаю всем наукам, но только в ночное время»;
8. «Тем, кому нужны рога, раз в год обращайтесь ко мне.
Таким образом, успешное формирование экологической культуры у детей возможно в результате использования таких простых способов познания окружающего мира, как наблюдение, рассуждение и игра.
Источник: http://www.saveplanet.su