МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ
Энергосбережение в бюджетной сфере: опыт и предложения по распространению эргосберегающих технологий
2 декабря 2009 г.
3.3. Трудозатраты
Общие трудозатраты на утепление окон потаповской школы составили 180 человеко-часов. Удельные трудозатраты на утепление 1 окна и 1 радиатора - 4,6 человеко-часа.
Проект по утеплению в поселке Хужир был осуществлен силами 20 человек, не имеющих специальной подготовки, за 10 рабочих дней.
Предлагаемая технология утепления не требует продолжительного времени на специальное обучение. Достаточно ознакомиться с инструкцией по проведению работ. Сами работы проводились волонтерами Российского отделения "Гринпис" на добровольной основе. Работы по утеплению могут с успехом выполняться учениками старших классов, например, в период прохождения трудовой практики под руководством преподавателей с профильной специализацией. Это может дать дополнительный социальный эффект, т. к. учащиеся на практике смогут оценить важность и простоту технологий энергосбережения и затем применить этот опыт дома в семье, у соседей или родственников, что станет эффективным источником рекламы практических знаний по энергосбережению.
4. Результаты утепления: снижение теплопотерь, социальный, экономический и экологический Эффекты
4.1. Снижение теплопотерь
Эффективность утепления с помощью простых изоляционных материалов была подтверждена результатами тепловизионной съемки потаповской и хужирской школ, проведенной весной 2006 г.
На полученных термограммах школы в Потапово отчетливо видна разница теплопотерь через неутепленное (слева) и утепленное (справа) окна (рис. 1 на 4 странице обложки).
При температуре окружающего воздуха -10°С температура на поверхности стекла утепленного окна (со стороны улицы) составляла -8,88°С, в то время как на поверхности неутепленного окна присутствовал участок с положительной температурой, что указывает на значительные теплопотери. По различию цветов на термограммах отчетливо видно, как тепло теряется через неутепленное окно.
Аналогичная тепловизионная съемка в хужирской школе показала, что при температуре внутри помещения +15°С (относительно низкая температура внутри помещения связана с тем, что измерения проводились во время школьных каникул) максимальная температура на поверхности неутепленного окна (со стороны помещения) составила +2°С, минимальная - -4°С. В то же время на поверхности утепленного окна максимальная температура была +10…12°С, минимальная - +5…6°С. С внешней стороны здания разница температур окружающего воздуха и поверхности утепленных окон не была зафиксирована вовсе, что также является признаком их хорошей теплоизоляции.
Эффективность установки теплоотражающих экранов за радиаторы отопления также подтверждается термосъемкой. По четким контурам распределения красного и желтого цветов (горячий радиатор) на термограмме отчетливо видно, что тепло не теряется на нагрев стены (рис. 2 на 4 странице обложки).
Окна - основной, но, к сожалению, не единственный источник теплопотерь. Так, в потаповской школе наблюдались значительные потери через двери. Очевидно, что утепление дверей - это еще один высокоэффективный и недорогой шаг к снижению теплопотерь здания (см. также раздел 4.3.).
4.2. Социальный эффект
По информации руководства школы в деревне Потапово, утепление окон дало ощутимый эффект. Даже в самые сильные холода зимы 2005 - 2006 гг. (при температуре воздуха -30-35°С) в классах не приходилось устанавливать дополнительные электрообогревательные приборы. В здании школы исчезли сквозняки, между рамами не накапливался мусор, что говорит об их герметичности. Цветы благополучно перенесли холода: в отличие от предыдущих зим их не приходилось убирать с подоконников даже в самые сильные морозы.
Директор хужирской школы также отметил отсутствие сквозняков в классах. Общий результат по хужирской школе оказался не столь успешен, как в случае потаповской школы. Результаты тепловизионной съемки и замеры температуры пирометром показали весьма значительные теплопотери через двери и стены помещения. Так, при температуре воздуха на улице -10°С температура на поверхности дверей внутри помещения в ряде мест достигала -9°С, а температура обшивки чердака - от 0 до -5°С. На поверхности стен внутри спортивного зала наблюдались участки с температурой -4…5°С! Температура грунта в 0,5 м от стены составляла -3°С, а на стыке со стеной доходила до 0°С. Таким образом, проведенные исследования показали, что потенциал энергосбережения хужирской школы еще достаточно велик. Для приведения здания в приемлемое состояние необходимо выполнить мероприятия по утеплению всех ограждающих конструкций.
4.3. Экономический эффект
Окупаемость энергосберегающих мероприятий на примере потаповской школы.
Пример потаповской школы показал, что потребление угля на нужды отопления после утепления окон снизилось на 15% (около 7 т) по сравнению с предыдущим отопительным сезоном. В денежном выражении экономия составила около 14 тыс. руб. Таким образом, затраченные средства окупятся, исходя из полученной экономии топлива, в течение 2 лет, и то если считать инструмент одноразовым. На самом деле при расчете экономии следует исключить стоимость инструмента, т. к. он может использоваться повторно.
Если учесть дополнительно стоимость электроэнергии, затрачиваемой на дообогрев классов в особо холодные периоды, то окупаемость наступает в более короткий период. Повышение температуры на 4°С в помещении площадью до 30 м2 достигается эксплуатацией радиатора мощностью 2 кВт. Школьные классы имеют, как правило, значительно большую площадь. Отсюда, зная тариф на электроэнергию, можно рассчитывать затраты на электроэнергию, затрачиваемую на дообогрев.
Окупаемость энергосберегающих мероприятий на примере хужирс-кой школы.
В школе обучается около 200 человек. Основное здание было построено в 1965 г. В 1987 - 88 гг. к нему был пристроен блок младших классов. Строительство велось быстро, без соблюдения требований к теплоизоляции. Результатом явилось то, что в зимнее время температура в младших классах иногда опускалась до +10°С. Отопление ведется за счет угольной котельной. За отопительный сезон школа сжигает 350 - 400 т угля. Стоимость угля с доставкой в поселок Хужир составляет около 1500 руб. за тонну. Таким образом, уголь на весь отопительный сезон обходится в 600 000 руб.
Стоимость расходных материалов и инструментов, использованных при утеплении хужирской школы, составила 20% стоимости сжигаемого угля. Несмотря на устранение сквозняков и повышение температуры в классах, получить информацию о достоверном снижении потребления угля пока не удалось. Во многом это связано с необходимостью дополнительных мероприятий по утеплению стен, фундамента, дверей и чердачных помещений.
Таким образом, с учетом обнаруженных при термосъемке недостатков ограждающих конструкций школы (кроме окон) расходы на утепление должны быть дополнены затратами на постройку дверных тамбуров и утепление других проблемных конструкций.
4.4. Экологический эффект
Снижение энергопотребления имеет и значительный экологический эффект. При сжигании 1 т угля в атмосферу выбрасывается около 2 т углекислого газа, являющегося одним из основных парниковых газов. 15%-ное сокращение потребления угля в школе деревни Потапово означает снижение выброса углекислого газа на 14 т в год. Достижение аналогичного сокращения для школы в Хужире позволит снизить выбросы на 100 - 110 т в год. Для России снижение выбросов парниковых газов весьма актуально в связи с тем, что страна, ратифицировав Киотский протокол, взяла на себя соответствующие обязательства.